28 июля 2022 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Психологическое сопровождение детей, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе спортом высших достижений» в рамках деятельности Аппарата Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка.
С приветственным словом выступила Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова-Белова. В обсуждении приняли участие сотрудники Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, представители Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, представители государственных структур, профильные эксперты, а также представители Детских общественных советов при уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
От Ассоциации спортивных психологов с докладами выступили:
Уляева Лира Гаязовна, кандидат психологических наук, Президент НКО «Ассоциация спортивных психологов», доцент кафедры психологии Московского государственного университета спорта и туризма, психолог школы фехтования Московского городского физкультурно-спортивного объединения Москомспорта, тема выступления: «Роль НКО «Ассоциация спортивных психологов» в решении актуальных проблем психологического сопровождения в физкультурно-спортивной деятельности»;
Банаян Александра Анатольевна, кандидат психологических наук, Вице-президент НКО «Ассоциация спортивных психологов», заведующая лабораторией психологии и психофизиологии спорта ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», специалист паралимпийской команды РФ по легкой атлетике с ПОДА, тема выступления: «Психическое здоровье и успешность спортивной деятельности в детско-юношеском спорте»;
Долгова Елена Николаевна, психолог БУ «Центр адаптивного спорта Югры» поделилась своим практическим опытом;
Хвацкая Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедры психологии НГУ им. П.Ф.Лесгафта тема выступления: «Психологическое сопровождение спортсменов: проблемы реализации»;
Ветвицкая Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, руководитель психологической службы ГБОУ «Центр «Динамика» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, спортивный психолог ЦХГ «Жемчужина» тема выступления: «Опыт психологического сопровождения детей с ОВЗ, родителей, тренеров в адаптивном спорте»;
Голуб Ярослав Валерьевич, кандидат медицинских наук, заведующий сектором физиологии спорта ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры» тема выступления: «Аппаратные методы оценки и коррекции психофизиологического состояния»;
Лопухова Ольга Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, руководитель магистерской программы «Психология и педагогика детско-юношеского спорта» Казанский федеральный университет, г. Казань, тема выступления: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды детско-юношеского спорта»;
Махрова Наталья Николаевна, психолог ГБУ Калужской области Спортивной школы олимпийского резерва «Юность», тема выступления: «Психологическая подготовка спортсменов разного возраста с использованием специальных тематических тетрадей. Опыт двухлетней практической работы»;
Были представлены предложения для включения в резолюцию:
- Необходимо реализовать Приказ Министерства спорта России от 30.10.2015 №999 и ввести должность «психолог» в учреждения, которые осуществляют подготовку спортсменов.
- Уровень современного спорта требует использования про-активного подхода и необходимо заранее создавать психологические ресурсы для успешного развития самого спортсмена и его спортивных достижений.
- Необходимо разработать единую систему психологического сопровождения спортсменов на всех этапах многолетней подготовки. Работа психолога систематическая и постоянная, она не должна сводится к помощи в преодолении кризисной ситуации, а должна быть направлена на развитие психологических умений и накоплению ресурсов. Важным аспектом работы спортивного психолога является и создание условий для гармоничного «вписывания» спортивной карьеры в другие стороны жизни, чтобы она стала источником ресурсов для последующей жизни после завершения спортивной.
- Условием создания ресурсов достижения спортсменами максимально высоких результатов является создание научно-методического обеспечения их психологического сопровождения. Решение этой задачи может быть обеспечено объединением специалистов вузов и научно-исследовательских организаций, ведущих работу данного направления. Координатором подготовки научно-методического обеспечения качественного психологического сопровождения подготовки спортсменов может выступить наша Ассоциация.
- Основой для решения практических задач подготовки спортсменов психологического содержания является фундаментальная научно-исследовательская работа для обоснования концепции. На базе ее результатов возможна разработка методик. Кадровое обеспечение внедрения единой системы психологического сопровождения подготовки спортсменов требует разработки стандарта «Спортивный психолог» и лицензирования профессиональной деятельности.
АСП разработала стандарт СП и готова разработать единую систему психологического сопровождения!